Детский сад №3 "Умка" Группа "Затейники" г.Киселевск
Военно - патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи и своего родного краяНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере Великой Отечественной войны» Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу. К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед коллективом педагогов дошкольного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы. В рамках подготовки к празднованию великой даты – 70-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитание патриотизма у детей приобретает особое значение. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа, и превращаться в «иванов, не помнящих родства». Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей. В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В 2015 г. Россия будет отмечать 70 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Всегда актуальный вопрос формирования у дошкольников предпосылок нравственно-патриотического воспитания приобретает особое значение в преддверии этого важнейшего события. Все меньше остается живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы русского народа за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. Прямая обязанность взрослых - помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникают вдруг, из ниоткуда. Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Цель нашей работы: формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне. Задачи: Показать детям, какой ценой была достигнута Победа, насколько трудными были шаги к ней. Знакомить детей с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны, познакомить с понятием «знамя Победы»; Знакомить детей с тем, как жители Ленинграда сражались на полях Великой Отечественной Войны и трудились в тылу, приближая Победу, как жители Ленинграда пережили блокаду города. Дать представления о памятниках, установленных в честь воинов-победителей. Познакомить детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны. Рассказать о жизни детей в годы войны; Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотизм и высокие моральные качества у дошкольников, желание защищать свою Родину и беречь мир. Провести праздник, посвящённый Дню Победы с приглашением ветеранов, родственников детей.В результате данной работы: У детей старшего дошкольного возраста сформируется осознанное отношение к празднику Победы. Они с большим желанием примут участие во всех праздничных мероприятиях, посвящённых этому дню. С уважением и благодарностью будут относиться к ветеранам.Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дает возможность познакомить их с памятниками Великой Отечественной войны, находящимися в любой части нашего города.
Знание истории родного города, страны, необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. С целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста на примере событий Великой Отечественной войны, развития у ребят нравственно-патриотических чувств можно разработать проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу на фронте и в тылу». Исходя из этих целей, поставить следующие задачи: · развить интерес к истории своей страны, событиям прошлых лет; · обобщить и систематизировать знания детей о событиях Великой Отечественной войны; · воспитать уважение к участникам Великой Отечественной войны как защитникам Родины; · познакомить с памятниками и памятными местами, связанными с событиями Великой Отечественной войны; · рассказать детям о военных профессиях, родах войск, военной технике. Участники проекта - дети, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Тип проекта можно охарактеризовать как информационно-практико - ориентированный. То есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями из истории России, находят свое отражение в различных видах детской деятельности - игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, мини-музеев, выставок и экспозиций при активном участии педагогов и родителей. Формирование представлений у дошкольников о Великой Отечественной войне - это трудная и кропотливая работа. Она подразумевает осознанное понимание ребнком событий прошлых лет под руководством и при помощи взрослого. Предлагается следующая модель учебно-методического комплекса: · Специальные занятия, способствующие пробудить интерес детей к событиям ВОВ; · Создание предметно-развивающей среды в группе; · Различные игры, направленные на закрепление у детей знаний о ВОВ; · Организация экскурсий к памятным местам и по улицам, названных в честь героев ВОВ; · Обогащение знаний детей о ВОВ через художественную литературу; · Праздники, досуги, спортивные мероприятия способствующие развивать чувство любви к Родине и гордости за не; · Взаимодействие с семьй; · Включение элементов работы по формированию представлений о ВОВ в различные виды занятий и в повседневную деятельность. Особое внимание нужно уделить созданию мини-музеев в группе и в ДОУ. Мини - музей может включать в себя следующие разделы-выставки: · Художественная литература для детей по военной тематике; · Альбомы: «Военная техника», «Боевые машины», «Небо для смелых», «Герои Советского Союза», «Ордена и медали Великой Отечественной войны»; · Иллюстрации по теме «Великая Отечественная война»; · Коллекция наград; · Коллекция игрушечной военной техники и оружия. В ДОУ можно создать музей «Боевой славы», уголок памяти «Никто не забыт, ничто не забыто». С помощью родителей в группе можно создать тематические библиотеки «Детям о войне», «Стихи детям», оформить сменные экспозиции репродукций картин советских художников К. Васильева, М. Самсонова, К. Юона, С. Герасимова, А. Дейнеки по темам «Военные будни», «Мы помним героев», «Все для фронта, все для победы» (о тружениках тыла). В некоторых семьях сохранились грампластинки с песнями военных лет, старые фотографии бабушек и дедушек, предметы военной формы и солдатского быта, военные награды. Все это можно использовать для создания уголков Памяти и мини-музеев. В процессе создания мини-музея учитывать следующие принципы: интеграции – мини-музея должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации е общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, «Социально-коммуникативное развитие», по воспитанию у детей патриотических чувств; деятельности и интерактивности – мини-музея должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.); природосообразности –мини-музей должен быть создан с учтом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребнка; научности –представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступными для ребнка языком; гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребнка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый-ребнок», «ребнок-ребнок»; культуросообразности –мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно-образовательной деятельности в музейном пространстве; динамичности и вариативности –экспозиция мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учтом возрастных особенностей детей группы; разнообразия –наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира; регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. Важная особенность мини-музея в ДОУ – участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребнок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причм не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. 23 февраля 2020 в 16:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.