Детский сад №3 "Умка" Группа "Затейники" г.Киселевск

Безопасное поведение у дошкольников.

« Воспитание навыков безопасного поведения у дошкольников »

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, становиться весьма не безопасной для него.

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

При анализе результатов знаний детей о безопасности выявилась проблема: не все дети знают правила безопасности. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице, в природе. Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. В связи с этим у меня актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.

Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побуждает меня изучать литературу,  которая поможет мне узнать опыт, наработки других педагогов.

 

Целью моего педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о  безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.

На основании выбранной темы поставила цель и разработала задачи.

Цель: Формирование  у детей дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в различных жизненных ситуациях

Задачи:

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

2. Развитие познавательных и творческих способностей, творческого воображения.

3. развитие коммуникативных качеств.

Для решения поставленной цели сделано следующее:

1. определено содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;

2. разработаны формы организации деятельности с педагогами, детьми, родителями;

3. разработана система планирования;

4. подготовлены наглядно-дидактические материалы;

5. подготовлено методическое обеспечение данного направления работы

В своей работе я опиралась на содержании программы разработанной в 1997 году, пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами  работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я составила по разделам: 

· Ребёнок и его здоровье;

· Ребёнок и другие люди;

· Ребёнок дома;

· Ребёнок и природа;

· Ребёнок на улицах города.

 

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста строилась на следующих принципах: системности, сезонности, учета возрастных особенностей, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

 

Разработала виды деятельности с детьми, с родителями, с перспективным планом работы на год.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начиналась с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа проводилась в форме бесед, наблюдений, игр-занятий, разбора проблемных ситуаций.

Формирование основ безопасности у дошкольника я осуществляла на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

По данному направлению деятельности уделяла внимание в работе с детьми, начиная с 3-х лет, а для детей среднего, старшего возраста она носит систематический, целенаправленный характер.

Данная работа велась через:

-организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

- совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, чтение художественной литературы, наблюдения, труд;

- свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Основываясь на содержание программы, мною был  разработан  перспективный план.

Цель  разработанного перспективного плана - систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по основам безопасности жизнедеятельности ребёнка, внести в содержание работы использование наиболее эффективных форм и методов организации обучения детей знаниям о правилах безопасного поведения в бытовых условиях и экстремальных условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровья.

  Перспективное планирование предусматривает решение задач по основам безопасности жизнедеятельности во всех блоках учебно-воспитательного процесса:

1)  Организованная деятельность;

2)  Совместная деятельность;

3)  Самостоятельная деятельность.

Что обеспечивает глубокое и качественное познание окружающего мира, овладение элементарными навыками поведения дома, на улице, в природе, стимулирование у детей самостоятельности в принятии правильных решений и ответственности.

 Данная программа, была мною успешно реализована в детских видах деятельности: игре, рисовании, рассматривании специальных картинок, фотографий, схем, таблиц.

  Данный материал был отобран с учётом  возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из  этого, подача материала осуществлялась поэтапно, ступенчато.

На 1 этапе мне было необходимо, заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их  знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о  правилах безопасного поведения у детей на начало учебного года. Одновременно,  мною, проводилась  работа по анкетированию родителей с целью выяснения их знаний о безопасной жизнедеятельности и выявлению запросов родителей по укреплению здоровья детей. (Беседы - приложение № 2,анкетирование - диагностика  – приложение №3).

На 2 этапе я вводила правила в жизнь детей, показывала разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировала дошкольников в умении применять эти правила.

На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило  осознанное овладение реальными практическими действиями.

Основываясь на возрастных особенностях дошкольников, мной были разработаны конспекты занятий по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.

 Конспекты составила по разделам:

· Правила пожарной безопасности;

· Ребенок и его здоровье;

· Ребёнок дома;

· Ребёнок и другие люди;

· Ребенок и природа;

· Правила дорожного движения.

В ходе занятий «Тили – бом, тили - бом, загорелся Кошкин  дом!». « О правилах важных -  пожаробезопасных ». «Спички - причина пожара», «Детские шалости с огнём и их последствия», «Осторожно, огонь» и другие,  Дети познакомились с правилами пожарной безопасности, научились осторожному обращению с огнём, узнали о профессии пожарного. У них развилось понимание того, что соблюдение  правил  пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Мне удалось объяснить, какой вред приносят игры с огнём. Мы познакомились с первичными действиями при обнаружении пожара,  на  практике учились правильно сообщать о пожаре по телефону. Благодаря дидактическим играм, таким как: « Анализ спичечного коробка » у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается, - спички, зажигалки, газовые плиты, печка, электроприборы, петарды.

Во время опыта с горящей бумагой, дети выяснили, чего же боится, огонь и научились тушить возгорание. На занятие « Тили - бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом!», отработали последовательность действий в случае возникновения пожара. Проводились беседы: «Правила обращения с огнем», «Пожар в лифте», «Что делать, если загорелся телевизор».

В процессе работы у каждого ребенка появилось уважение к труду пожарных. Дети узнали, как уберечь себя от ожогов,  например: когда проходишь мимо кухонной плиты, нужно следить за тем, чтобы не зацепиться за ручку сковородки или кастрюли. Не пытаться самостоятельно поднять кастрюлю с кипятком. Прежде чем влезть в наполненную ванну или встать под душ, проверь, не слишком ли горячая вода, так же узнали, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, научились оказывать первую помощь при ожогах.

 

  На занятиях по правилам дорожного движения «Знакомство с правилами дорожного движения», «Наблюдения  за движением машин и работой водителя», «Пешеход переходит улицу», « Мы пассажиры», «Сигналы регулировщика»  и другие, мои воспитанники в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на улице. Закрепляют представление: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Бульвар», «Пешеходная зона», «Островок безопасности». Рассматриваем потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть  в играх во дворе дома, учимся мерам предосторожности.

Расширяется  круг представлений детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Знакомимся со специальными автомобилями: «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», их назначение и особыми правилами движения по улице.

В игровой форме формируются знания о дорожных знаках, их классификация, назначение.  Знакомлю детей с ГИБДД, рассказываю о том, кто там работает, узнаем о труде милиционера - регулировщика. Регулировщики следят за порядком на тех перекрёстках, где нет светофора. Они подают команды жезлом: кому идти, кому стоять, каждый ребёнок выступает в роли регулировщика и запоминает правила через игру: регулировщик поднимает правую руку вверх – это соответствует жёлтому сигналу светофора; регулировщик стоит лицом или спиной к движению - это соответствует красному сигналу; регулировщик повернулся боком - можно идти на зелёный сигнал светофора. Через сюжетно-ролевую игру « Автобус», расширяется круг правил поведения в общественном транспорте: входить в автобус, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; нужно уступать место инвалидам, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, нельзя шуметь и отвлекать водителя.

В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и улицах города осуществляется тесная связь между всеми разделами программы воспитания и обучения детей. На  занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности постоянное внимание уделяю формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Мои дошкольники с желанием обыгрывают,  различные дорожные ситуации тем самым закрепляются правила дорожного движения. Много времени мы проводим в библиотеке, там мы узнали,  сколько лет светофору, играли с дедушкой светофором.

Большой популярностью пользуется дидактическая игра « Перекрёсток», которую мы изготовили совместно с детьми. Благодаря ней закрепляются многие изученные правила и знаки  дорожного  движения.

Так же с ребятами проводились беседы « Кто есть кто на дороге », «История светофора», «Когда и где появились дорожные знаки », «Езда на велосипеде. А сколько стихов и рассказов! Больше всего запомнились « Одна рифма» С.Михалкова и « По городу» В. Берестова.

На занятии « Когда мамы нет дома», и других, дети изучали, как, правильно вести себя дома, когда остаются  одни. Благодаря инсценированной ситуации  у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04. Каждый ребёнок выступал в роли  оставленного дома ребёнка. 

На  занятии « Сказка о колобке»разъясняла детям, что приятная внешность  незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения.

Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома «Безопасность»,  выясняли,  где дети поступили правильно,  а где нарушили правила.  Научились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность,  правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать « нет» на предложение  незнакомого  взрослого. Закрепили все правила в игре « Если…» - обыгрывали с детьми ситуации. Дети,  что вы будете делать, если…(угощение конфетой, приглашение сходить в кино, хватание ребенка и попытка насильственно увести его в другую комнату).  Благодаря этой игре закрепляли  правила поведения детей во всех ситуациях.

В ходе занятия « Каждому опасному предмету своё место », уточнила знания детей  о правилах пользования колющими, режущими предметами. Выучили стихи, и потешки которые помогли запомнить правила обращения с опасными предметами и способами их хранения. Закрепили представления детей о некоторых опасных электроприборах опасных для жизни и здоровья. Об их значимости для людей. О правилах пользования ими.

Очень интересно проходили беседы по блоку « ребёнок и природа», где мы учились ответственному и бережливому отношению к природе, рассматривали иллюстрации,  которые запрещали разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на  деревьях. Мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых. Все эти  правила,  мы разучили в стихотворной форме, способствовало быстрому их запоминанию. В ходе этих занятий  закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу,  а что нельзя.

  В ходе занятий « Зимние забавы» закрепили знания детей о поведении зимой на улице, а именно что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках только в специально отведённых местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних  игр. Научила детей пользоваться санками, лыжами. На каждом занятии воспитывали уважительное,  дружеское и заботливое отношение друг к другу.

На занятии « Кошки и собаки – наши друзья», учились понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том, что  можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Выучили с детьми стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка» и Г. Новицкой « Дворняжка», которые пробудили интерес к жизни животных, а так же добрые и заботливые чувства к ним.

Были проведены беседы: « Если вы остались дома одни», «Как избежать опасных домогательств», «Правила поведения в  толпе».

В ходе занятий и игр по всем блокам использовалась наглядность, это помогло мне добиться более быстрого запоминания норм и правил поведения, так как любимые и интересные для детей герои рассказывали и показывали  различные ситуации,  происходящие с ними и способы и правила выхода из них. Большой популярностью у детей пользуются альбомы,  подготовленные мной по каждому блоку, ребята самостоятельно рассматривают и изучают их, тем самым  запоминают правила безопасной жизнедеятельности.

Особое внимание уделялось мной чтению художественных произведений по формированию основ безопасности жизнедеятельности: сказок К. Чуковского, Г. Х. Андерсена,  Л.Кэрролл, В. Катаева, стихов А. Барто, С. Маршака и других .

Закрепление правил безопасного поведения проходит  и в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх дети реализовывают себя, как  активные участники различных возможных ситуаций. В сюжетно-ролевых играх « Семья», «ГИБДД», «Заправочная», «Шофёры», « Пожарные»,  «Больница».  Дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочки действий. В ходе игровой деятельности закрепляются знания о дорожных знаках, «дорожных ловушках»,  правилах безопасного поведения.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями воспитанников. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с семьей.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Родители моих воспитанников являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.

 В группе  оформила уголок  «Безопасность» с фотографиями детей.

В качестве методов и форм  обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я использовала:

· комплексные занятия;

· экскурсии;

· целевые прогулки;

· походы;

· подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры;

· игры-соревнования;

· сочинение историй;

· наблюдения;

· беседы;

· чтение специальной детской литературы;

· упражнения;

· рассматривание;

· анализ заданных ситуаций;

· выполнение поручений;

· экспериментирование;

В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей,  я использовала:

· Плакаты;

· Иллюстрации;

· Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

· Разрезные картинки;

· Мозаики;

· Настольно-печатные игры;

· Дидактические игры;

· Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

· Компьютерные презентации;

· Карточки для индивидуальной работы;

· Костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного, светофора;

·  Игрушечный транспорт различного функционального назначения;

· Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);

· Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;

· Альбомы по ОБЖ;

· Дорожные знаки;

· Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

· Аптечка;

· Карточки с телефонами служб спасения;

· Телефон;

· Картотека подвижных игр по ОБЖ;

· Подборка художественной литературы по теме;

· Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;

· Папки-передвижки;

· Цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.

Свою работу представляла  для воспитателей: консультации, выступления на педсоветах, методических объединениях.

 

Работа велась на протяжении трёх лет.

В результате данной работы дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Дети не

только знают основные правила личной безопасности, но и умеют

формулировать, объяснять необходимость их применения в экстрима-

льных ситуациях.

2 октября 2017 в 05:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.